К 2024 году большинство пользователей отучились называть монитор или системный блок «процессором». Даже появилось понимание, что тот самый процессор – далеко не единственный компонент системы. Для обработки всего, что связано с графикой, или хотя бы рядом полежало, нужна ещё и видеокарта. А как её выбрать, на что смотреть, на что вообще не смотреть, и почему условный ASUS далеко не всегда лучше Palit – про это дальше и расскажем.
Сразу же отметим, что принцип «дороже – лучше» здесь в целом работает. Однако нужно правильно оценивать свои возможности, а главное потребности. Также стоит учитывать, что быстродействие определяется парой из процессора (далее CPU) и видеокарты (GPU). Топовая карта в паре со слабым CPU не сможет реализовать весь потенциал. Просто не по Сеньке шапка.
Для начала расскажем об общем устройстве рынка видеокарт, поскольку здесь имеется огромная путаница, а уже потом перейдём к характеристикам, куда смотреть и конкретным рекомендациям.
Типы видеокарт
Видеокарты бывают разные. Сейчас речь не о производителях и моделях, а об специализации. Есть:
Игровые. Это решения для массового потребителя, со справедливой ценой и «заточкой» конкретно под игры. Они вполне могут справляться с и рабочими задачами, и частенько используются для этих целей.
Профессиональные – для рабочих задач. Посредственно справляются с играми, высокая цена, но есть большой объём видеопамяти, особая конструкция системы охлаждения и доступ к специфическому программному обеспечению. Эти преимущества очень полезны в некоторых профессиональных приложениях.
3D-ускорители – специальные ускорители вычислений на базе графических процессоров. Используются в центрах обработки данных, сейчас преимущественно для обработки ИИ. По сути, 3D-ускорители – скорее «родственники» видеокарт.
Рядового пользователя интересует только игровые видеокарты. Это AMD Radeon, NVIDIA GeForce и Intel Arc. Они покрывают 99% типичных задач, при том за разумную для потребителя цену. Для справки, ценники хороших профессиональных решений стартуют от ~$3000, ускорители стоят в 10 раз больше.
Производители и партнёры
В сегменте видеокарт большая путаница. Дело в том, что есть разработчики-производители видеокарт, а есть партнёры. К именно производителям относятся только AMD, NVIDIA, с недавних пор Intel. Также определённые успехи показывает китайская Moore Threads, но они только в начале пути и пока неконкурентоспособны.
А вот ASUS, MSI, Gigabyte, Palit, XFX, Sapphire и очень-очень многие прочие – это так называемые AIB-партнёры. Характеристики конкретной модели определяются производителем. Партнёры имеют право установить свою систему охлаждения и немного изменить схему питания платы, добавить «фишек» и украшательств, но ключевые спецификации менять нельзя. Нередко даже бывает, что отличия между картами сводятся только к коробкам и наклейкам.
Поэтому в действительности условная ASUS RTX 4080 почти ничем не отличается от Palit RTX 4080. У них гарантированно одинаковый графический процессор и микросхемы памяти, и крайне схожая схематика платы. Как итог разница в быстродействии в пределах 1-2%, а переплата сильно больше. Поэтому во всех обзорах карты обезличенные, название вендора не указывается.
Наглядно, настолько обычая RTX 4090 отличается от суперпродвинутой
Но конечно неправильно говорить, что видеокарты от разных партнёров совсем не отличаются. Всё зависит от конкретной модели. Где-то реализовано охлаждение чипов памяти, где-то нет. Где-то здоровенный 340-мм радиатор с тремя вентиляторами, а у другой модели сэкономили. В довесок можно поставить конденсаторы получше, более качественные силовые сборки. Есть место для улучшения, так и для экономии.
Где возможны мелкие улучшения – там и простор для премиальных решений. И тут подходим к важному при выборе видеокарты – проблеме супернереференса.
Проблема супернереференса
Очень продвинутая RTX 4090
Нереференсом, или «нерефом», называют видеокарту со значительными изменениями системы охлаждения и платы. Существуют особо продвинутые нереференсы, которые называют «супернереф».
По сути, это видеокарта премиум-класса. Но не в плане характеристик и быстродействия, а с очень развитой системой охлаждения (иногда даже водянкой), продвинутой платой, украшательствами, расширенным комплектом поставки, и иногда даже дисплеем. Подобные есть в ассортименте каждого AIB-партнёра.
Проблема супернерефа заключается в цене. Ценники таких сильно продвинутых решений больше, чем у карты классом выше. К примеру, RTX 4060 Ti ASUS в продвинутом исполнении ROG Strix стоит дороже, чем RTX 4070 ASUS в простенькой версии Dual.
Этот раздел несёт простую мысль: не гонитесь за внешним видом. Условная RTX 4060 Ti с огромным красивым кулером и RGB-подсветкой смотрится внушительно, и кажется крутой интуитивно. Но за эти же деньги можно купить пусть и не такую впечатляющую внешне, но сильную сердцем RTX 4070.
Ключевые характеристики
В представлении большинства главной характеристикой является количество видеопамяти. Технически это в корне неверно, но всего 1 цифра – уж очень удобно для восприятия. Безусловно, количество памяти – это тоже очень важно, но в действительности производительность видеокарты определяется комплексом спецификаций.
Первичные характеристики видеокарты
Количество ядер (CUDA-ядра у NVIDIA, потоковые процессоры у AMD и Intel). Графический процессор, как и обычный процессор, состоит из различных вспомогательных блоков, а также вычислительных ядер. У процессора они большие и универсальные, но их мало (в пределах +- сотни), а у графического процессора маленькие и специализированные, зато их легион (речь о тысячах и десятках тысяч).
Частота ядра. При прочих равных графический чип с 1000 ядер и частотой 500 мегагерц обеспечит ту же производительность, что и 500 ядер при 1000 МГц.
Настолько сильно архитектура решает
Архитектура ядра. С годами быстродействие ядер улучшается не только за счёт частоты, но и оптимизации архитектуры. Естественно, 1000 современных ядер лучше 1000 старых, даже если частота одинаковая. Но как правило с новой архитектурой приходит ещё и рост частот. Проще говоря, новое всяко лучше старого.
Количество видеопамяти. Больше – лучше. Необходимое и достаточное – огромная тема для разговоров. Кратко говоря, сейчас 8 гигабайт – адекватный минимум, но с перспективой лучше стремиться к 12-16 ГБ.
Пропускная способность памяти. Второй важнейший для подсистемы памяти параметр. Фактически это её итоговая скорость работы, которая складывается из частоты памяти и битности шины. Больше – лучше.
Вторичные характеристики
Частота и тип видеопамяти. Относятся ко вторичным, поскольку это лишь производные для главного – пропускной способности памяти.
Разрядность шины данных (битность). Также относится ко вторичным, также только производная.
Лимит мощности (TDP). Максимально допустимое потребление в ваттах. На этот параметр нужно обращать внимание не только для выбора блока питания, но и для организации общего охлаждения компьютера. Знаете ли, отвести от видеокарты 100 ватт сильно проще, чем 450.
Третичные
Интерфейс подключения. В абсолютно всех случаях это PCI-Express, но разные версии. На это не стоит обращать пристальное внимание, версия PCI-E очень слабо сказывается на быстродействии.
Самое важное
Если подвести какой-то промежуточный итог, самое важное – это поколение видеокарты, считай архитектура. Новое поколение почти всегда обеспечивает качественный прирост производительности и уменьшение потребления. И важнейшее – поддержку новых технологий.
Рекомендуем присматриваться к самым свежим моделям. Видеокарты предыдущего поколения конечно же сразу не превращаются в «тыкву», но технически неподкованным пользователям лучше обратить внимание на новинки.
AMD, NVIDIA, Intel – что лучше?
Сразу же выделим явного аутсайдера – Intel. Эта компания только пару лет как всерьёз занялась рынком видеокарт. На середину 2024 года она выпустила только одно поколение. И хотя сейчас карты Intel предлагают заманчивый набор характеристик за небольшую цену, у них много проблем. Самая главная – оптимизация драйвера. Над ним «синим» работать ещё далеко не один год. В итоге сейчас видеокарты Intel – очень нишевое решение, пока ещё они не раскрылись.
AMD или NVIDIA – вот это классическое противостояние. Между ними можно выбирать по личным предпочтениям. Оба чипмейкера предлагают сопоставимую по цене и возможностям продукцию, но есть нюансы.
Плюсы AMD
- При использовании обычных методов обработки графики соотношение цена/производительность у AMD Radeon лучше, чем у NVIDIA GeForce;
- Больше видеопамяти за сопоставимые деньги. AMD не жадная на видеопамять, а требования к ней постоянно растут. Через несколько лет AMD чуть лучше состарится;
- Лучше плата. AMD не жадничает, качество компонентов платы выше, чем у NVIDIA;
- Плюшки для энтузиастов: вольные лимиты мощности, допускаются модификации BIOS.
Плюсы NVIDIA
- Значительно лучше производительность при использовании новомодной трассировки лучей;
- Экосистема. Программный комплекс NVIDIA развит лучше, особенно в отношении профессиональных приложений. CUDA – не просто название ядер в составе графического чипа, это часть программно-аппаратного комплекса;
- Технологичность. У AMD есть аналоги технологий NVIDIA, но они отстают на одно поколение.
- Чуточку лучше энергоэффективность (производительность на ватт).
Могло сложиться ошибочное впечатление, что NVIDIA – однозначный чемпион, и рассматривать AMD совсем не нужно. В действительности AMD предлагает конкурентоспособную продукцию, и зачастую большую производительность за аналогичные деньги.
Рекомендуем присмотреться к AMD Radeon трём категориям пользователей:
- Экономным геймерам;
- Кто не видит смысла в трассировке лучей и не считает нужным за неё переплачивать;
- Кто не использует для работы профессиональные приложения.
На что обратить внимание?
В самую первую очередь на маркировку. Чем больше цифры в названии – тем лучше. В случае NVIDIA маркировка следующая:
- GeForce RTX 4070 Ti – RTX (семейство), 40 (поколение), 70 (положение в модельном ряду), Ti (приписка, означает улучшенная версия).
В случае AMD:
- Radeon RX 7900 XT – Radeon RX (семейство), 7 (поколение), 900 (положение в модельном ряду), XT (приписка, означает улучшенная версия).
Во-вторых, на задачи, которые видеокарта будет выполнять. Если речь идёт о рендеринге графики, моделировании или расчётах, здесь всё сильно зависит от конкретного приложения и финансовых возможностей. Принцип «дороже – лучше» здесь работает идеально. И сразу отметим, что RTX 4060 – это только входной билет в подобные задачи.
В разрезе выбора видеокарты для игр большую роль играют 2 фактора: имеющийся/будущий процессор, а также разрешение монитора. Грубо говоря, при переходе с «народных» 1920х1080 на 2560х1440 требуется карта сразу вдвое мощнее. При переходе на 3840х2160 – ещё вдвое. Если же от видеокарты требуется просто выводить изображение – подойдёт любая.
Важный момент – размеры и питание. С материнской платой видеокарта 100% будет совместима. Но поместится ли современный гигант длиной 340-мм в приглянувшийся корпус? Хватит ли мощности блока питания?
Также важна конструкция кулера. Трехвентиляторная система охлаждения всегда лучше двухвентиляторной, но дороже, и не факт, что поместится. Кроме того, кулер может охлаждать память, а может и не охлаждать. Может быть по-разному реализован отвод тепла от узла питания. Всё это можно узнать только в обзорах.
На что вообще не смотреть?
Не нужно смотреть на название «производителя». Как уже упоминалось, производителей всего 3, а видеокарты выпускают партнёры. Отличия между одинаковыми моделями от разных партнёров очень небольшие. Они конечно есть, но в пределах погрешности измерений.
Не рекомендуем покупать видеокарты, о которых никогда не слышали. ASUS, MSI, Gigabyte – популярные известные бренды, где критических косяков не будет, а техподдержка сработает адекватно. А вот Peladin, AFOX, Maxsun и другие китайцы могут излишне экономить на элементной базе.
Пёстрый внешний вид совсем не говорит об уровне карты. Прицепить на слабую плату впечатляющий кулер – раз плюнуть. А технически она может быть сильно хуже, чем менее приметная соперница.
Это же касается RGB-подсветки. Переплата за украшательства, а не быстродействие.
И никогда не смотрите на официальные выкладки с данным о производительности от AMD или NVIDIA. Не то, чтобы они откровенно врали, просто над этими графиками работают целые маркетинговые отделы. Они очень «удачно» подбирают список тестов, выставляя свою продукцию в слишком выгодном свете.
Некоторые тонкости
Во время разработки стандарта расположения комплектующих в корпусе никто не думал, что видеокарты могут достичь таких размеров и массы. Сейчас это почти поголовно 1,5-киллограммовые кирпичи длиной за 30 сантиметров. С учётом положения в корпусе, гравитации и циклов нагрева-охлаждения, видеокарты очень любят «идти винтом». Проще говоря, изгибаться от времени. Это произойдёт обязательно. Эстетически некрасиво, в довесок немаленький риск появления микротрещины и выхода и строя.
Частично поможет избежать этого бэкплейт – усилительная пластина на оборотной стороне карты. Также она защищает от механических повреждений, а вот помощь в теплоотводе – это миф. Наверняка поможет подпорка. Настоятельно рекомендуем докупить этот аксессуар. Денег стоит немного, а польза очень ощутимая.
Хорошо бы выбирать видеокарту, у которой вентиляторы на основе подшипника двойного качения (Dual-Ball) или гидродинамического (HDB). У всех других типов маленький ресурс, а вентиляторы для видеокарт недешёвые. Эту информацию можно найти в обзорах и официальных страницах.
Крайне рекомендуем перед покупкой прочитать несколько обзоров. Не обязательно даже конкретно этой модели. Обзоры научат отделять зёрна от плевел, углубят общее понимание устройства видеокарты и всего рынка, и конечно покажут реальный уровень быстродействия.
В завершение
Чисто технически видеокарта – это целый компьютер. Есть система охлаждения, плата, схема питания, память, вычислительный чип. В довесок немаленькое количество вспомогательных и основных характеристик, поколений, стандартов и прочих нюансов. От обилия выбора буквально кружится голова, а в один материал весь накопленный опыт не утрамбовать.
Говорят, умный не тот, кто просто знает, а кто знает, где найти. В качестве пособия по выбору видеокарты, и сразу с определением правильной пары с процессором, замечательно подойдёт наш ассортимент готовых игровых ПК. Именно эти конфигурации подобраны не просто так.
Для тех, кто читает только вывод, кратко тезисно:
- Видеокарты производит AMD, NVIDIA и Intel. ASUS, MSI и прочие – лишь партнёры;
- AMD и NVIDIA конкурентоспособны, Intel пока нет;
- RTX 4080 ASUS и RTX 4080 MSI отличаются несущественно;
- Количество памяти – важная, но не ключевая характеристика;
- Поколение архитектуры и положение в модельном ряду – это ключевое;
- Стоит присматриваться к моделям последнего поколения;
- Экономным геймерам не стоит переплачивать за украшательства;
- Бэкплейт и подпорка точно не помешают;
- Видеокарту нужно выбирать с оглядкой на задачи и разрешение монитора.